Транспортировка груза до места назначения не всегда проходит гладко, в пути он может повредиться или вообще потеряться. В большинстве случаев ответственность за это будет нести перевозчик, от которого можно потребовать возмещения реального ущерба и других убытков. Обязательным этапом урегулирования таких ситуаций по договорам грузоперевозки является направление претензии в транспортную компанию. О том, как её оформить и подать – в этой статье.
Претензия перевозчику груза
Статья 797 Гражданского кодекса РФ в обязательном порядке предусматривает для споров, связанных с грузоперевозками, претензионный порядок. Применительно к автотранспорту аналогичное требование есть и в ст. 39 Устава автомобильного транспорта. Конкретный срок предъявления претензии перевозчику законом не установлен, но она должна быть направлена в пределах срока исковой давности, который для споров этой категории составляет год. Если груз был испорчен, срок считается со дня его выдачи, а при утере – с даты признания отправления утраченным.
Содержание досудебной претензии транспортной компании по договору автоперевозки груза должно соответствовать пункту 90 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ № 2200. В ней нужно отразить:
- дату и место написания;
- названия (для гражданина – личные данные) и адреса сторон;
- описание сути претензии перевозчику;
- общую сумму требований, расчёт и обоснование по каждому из них;
- список прилагаемых документов;
- подпись с расшифровкой.
Лицо, подающее жалобу, составляет её письменно, в двух экземплярах, один из которых направляет адресату, а другой оставляет себе.
Крупные грузовые компании часто предлагаю клиентам воспользоваться готовыми формами документов, в том числе для направления жалоб.
К примеру, претензию транспортной компании «Кит» можно оформить при помощи бланков, которые размещены на их сайте. Компания «Деловые линии» принимает претензии онлайн, на их сайте размещено видео о том, как это сделать. А для тех, кто хочет писать жалобу на бумажном носителе, доступны образцы документов. Через интернет можно подать и претензию в адрес ПЭК. Пожаловаться на ненадлежащее исполнение договора можно также по телефону «горячей линии».
Некоторые перевозчики размещают на сайте не только бланки, но и перечни документов, которые нужно приложить в качестве обоснования своих требований. Например, чтобы написать претензию транспортной компании «Энергия», с их сайта можно скачать как форму для заполнения, так и список приложений.
Поскольку основные требования к содержанию досудебной претензии перевозчику одинаковы для всех, в случае нарушения договора другими тк также можно воспользоваться материалами, которые разработаны перевозчиками ПЭК, «Кит», «Энергия» или «Деловые линии». А тем, кто не хочет сам разбираться, как выставить претензию транспортной компании, лучше обратиться для её составления к юристам по грузоперевозкам.
Досудебная претензия перевозчику рассматривается за 30 дней. Если он не признал обоснованность требований или не дал ответа в течение этого срока, пострадавшая сторона вправе пойти в суд. Даже если позиция транспортной компании известна заранее, необходимо дождаться официального ответа на жалобу или истечения срока её рассмотрения, иначе суд не примет иск.
Претензия экспедитору
Обязанность соблюсти претензионный порядок распространяется и на договоры экспедиции (ст. 12 Закона о ТЭД). Исключение - случаи, когда клиент заказал услугу для собственных нужд, не связанных с предпринимательством. Претензию экспедитору вправе направить клиент или управомоченное им лицо, грузополучатель, а также страховая компания по праву суброгации.
Законом о ТЭД для направления жалобы установлен 6-месячный срок. Он исчисляется со дня, когда появились основания для предъявления жалоб:
- при полной либо частичной потере груза, его порче – со дня после даты выдачи отправления;
- при нарушении срока доставки – с даты после окончания срока действия договора;
- в случае других нарушений договора – со дня, когда лицо, имеющее право подать жалобу на транспортную компанию, узнало о наличии оснований для этого.
Претензия подаётся в письменном виде. Закон также требует, чтобы к ней были приложены документы, подтверждающие:
- право на предъявление требований;
- состав и стоимость груза.
Документы прилагаются в оригиналах или в виде заверенных копий. Если претензия не будет удовлетворена, они будут возвращены.
На рассмотрение жалобы на транспортную компанию и письменный ответ у экспедитора есть 30 дней с момента получения. По закону отказ (в том числе частичный) в удовлетворении требований должен быть мотивирован. В случае отказа урегулировать спор в претензионном порядке можно обращаться для взыскания ущерба в суд.
Как сформулировать требования
Для выставления претензий перевозчику важно сформулировать правильные требования к нему. Это может быть:
- возмещение ущерба, причинённого повреждением, уничтожением или утерей перевозимого имущества;
- возврат провозной платы, если она не входила в стоимость отправления, и возмещение других расходов;
- компенсация упущенной выгоды.
Реальный ущерб рассчитывается от стоимости утраченного или испорченного имущества. Если груз потерян или испорчен настолько, что не подлежит восстановлению, перевозчик обязан компенсировать его полную документально подтверждённую стоимость. Когда он пострадал или утрачен частично, взыскивается сумма, на которую снизилась стоимость отправления.
Даже будучи правым, грузоотправитель может не добиться добровольного возмещения от перевозчика. Повысить шансы на досудебное урегулирование спора поможет участие в деле опытных юристов. Если грамотно составить претензию транспортной компании и подтвердить свою позицию документами, можно избежать длительных судебных тяжб. А если спор всё-таки дойдёт до суда, представление своих интересов также лучше доверить профессионалам.
Юристы компании «Антиперевозчик» - специалисты в вопросах транспортного права. Более 10 лет наша команда помогает жителям Москвы и других российских городов защитить свои права в области грузоперевозок и транспортной экспедиции. Уже после первой бесплатной консультации мы оцениваем перспективы дела и даём клиентам рекомендации по дальнейшим действиям. Чтобы получить квалифицированную юридическую помощь, оставьте заявку на сайте или свяжитесь с нами удобным для вас способом по контактным номерам.