По договору перевозки груза транспортная компания принимает на себя обязательство доставить отправление до конечной точки и передать его грузополучателю. В период транспортировки перевозчик отвечает за сохранность имущества, а в случае утраты груза или его повреждения должен возместить грузоотправителю причинённые убытки.
В Москве и других регионах России ежедневно теряются сотни отправлений. Ответственность участников автомобильных перевозок за их несохранность регламентирована Гражданским кодексом РФ, Уставом автомобильного транспорта (УАТ), Законом № 87-ФЗ (когда оформлен договор транспортной экспедиции).
Ответственность перевозчика за утрату груза
Компания-перевозчик отвечает за товар с момента его приёма и до выдачи лицу, указанному грузоотправителем. Факт его передачи для транспортировки по закону подтверждается транспортной накладной. Однако, как разъяснил Верховный Суд России ещё в 2018 году, при её отсутствии это обстоятельство может быть доказано и с помощью иных документов. Подтверждением неисполнения договора будет служить акт об утрате груза. Он составляется комиссионно, с участием представителя транспортной компании.
Грузоперевозчик не понесёт ответственность за утрату груза, если докажет одно из следующих обстоятельств:
- действие непреодолимой силы;
- вину грузоотправителя, в том числе выразившуюся в некачественной упаковке.
Согласно ст. 401 ГК РФ, к форс-мажору относятся события, которые носили чрезвычайный характер и объективно не могли быть предотвращены участником правоотношений. Иными словами, такие обстоятельства должны иметь внешние причины, находящиеся вне поля влияния стороны контракта.
Статья 10 УАТ закрепляет обязанность грузоотправителя подготовить отправление к перевозке, чтобы она была безопасной и обеспечивала сохранность имущества. Если это требование не выполнено, и товар был утрачен именно из-за плохой упаковки, ответственность будет нести грузоотправитель. Однако бремя доказывания этих обстоятельств лежит на перевозчике.
Транспортная компания будет ответственна за утрату груза вследствие некачественной упаковки в следующих ситуациях:
- по договору она взяла на себя функции по упаковке товара;
- проблемы с упаковкой были известны тк ещё при принятии отправления, но соответствующую отметку в накладной перевозчик не сделал.
Размер убытков, причинённых утратой груза, определяется как оценочная стоимость утраченного имущества. При перевозке с объявленной ценностью она будет указана в договоре либо иных документах на перевозимый груз. Когда ценность нигде не указана, её определение происходит на основе цены, взимаемой за такие же товары при сходных обстоятельствах. Если оплата за провоз не входит в цену, эти деньги перевозчик также будет обязан вернуть.
Потребовать возмещения убытков при полной или частичной недостаче имущества могут:
- лица, выступающие стороной договора грузоперевозки;
- получатель груза;
- страховщик, если он выплатил пострадавшей стороне страховое возмещение в связи с некачественным выполнением обязательств перевозчиком.
Если экспедитор оформил договор от собственного имени, при утрате груза он вправе самостоятельно требовать от перевозчика возмещения убытков. Однако закон предусматривает обязанность уступки этого права клиенту по требованию последнего. Если экспедитор признан банкротом, право требования также переходит к клиенту.
Ответственность экспедитора
В определённых случаях ответственность за утрату груза при перевозке может нести и экспедитор. Это зависит от тех обязательств, которые он принял по договору транспортной экспедиции.
Экспедитор будет обязан возместить стоимость утраченного, если он осуществлял перевозку собственными силами либо дал гарантии сохранности груза при его транспортировке. В то же время на него не может быть возложена ответственность, если он исполнял только некоторые обязанности, связанные с организацией доставки (например, оформлял документы или производил расчёты).
Статья 8 Закона № 87-ФЗ требует письменно уведомить экспедитора о факте утраты груза при перевозке. Получатель должен сделать это во время выдачи отправления или в течение 30 дней после этого, если утрата не была установлена сразу.
Если экспедитор заключил контракт на перевозку от лица клиента, отправителем по нему выступает клиент. Соответственно, он вправе самостоятельно требовать возмещения как от перевозчика, так и от экспедитора, если последний дал гарантии сохранности груза. При предъявлении требований к обоим участникам перевозки они будут отвечать перед собственником имущества солидарно.
Как взыскать убытки
Статьёй 42 УАТ установлен годичный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора автоперевозки.
Порядок действий пострадавшей стороны при утрате груза перевозчиком будет зависеть от того, каким договором урегулированы правоотношения в данном случае.
Если заключён договор перевозки либо транспортной экспедиции для предпринимательских целей, обязателен претензионный порядок. В таком случае необходимо направить в адрес перевозчика или экспедитора претензию и дождаться ответа, на который закон даёт 30 дней. Если по истечении этого срока ответ не поступил, или претензия была отклонена, можно обращаться в суд.
Если гражданин заключил соглашение о транспортной экспедиции для доставки груза в личных целях, на правоотношения сторон распространяется действие Закона о защите прав потребителей. Претензию в этом случае направлять необязательно, можно сразу требовать ответственности экспедитора за утрату груза в суде.
Повысить шансы на досудебное урегулирование конфликта и благоприятный исход в суде можно, обратившись к юристам по транспортным перевозкам. Лучше воспользоваться профессиональной помощью уже тогда, когда есть признаки возможной потери товара (например, истёк срок его передачи получателю, перевозчик не идёт на контакт и т.п.).
Компания «Антиперевозчик» более 10 лет оказывает жителям Москвы и других городов России юридическую помощь по вопросам, связанным с грузоперевозками. Наши юристы специализируются на этой области права, хорошо знают не только законодательство, но и судебную практику по таким делам. В случае утраты груза мы готовы помочь правильно оформить документы с учётом судебной перспективы, оказать содействие в мирном разрешении спора и при необходимости взыскать ущерб в суде. Первая консультация бесплатна, а связаться с нами можно любым способом, указанным на сайте.